
Велосипед – экологичный вид транспорта. Несмотря на то, что большинству привычнее кататься на велосипеде в теплый период года, многие люди не отказывают себе в поездках и зимой.
- Ездить под падающим снегом куда приятнее, чем под весенним или осенним дождем.
- Мороз переносится легче, чем летний зной, а чтобы согреться, нужна правильная экипировка и уверенная скорость.
- На мягком снегу покрышки изнашиваются меньше, чем на асфальте, а все, что летом может проколоть колеса (стекла, гвозди и т. д.), будет скрыто подо льдом.
- Вероятность падения даже на льду у велосипедиста меньше, чем у пешехода, как бы парадоксально это ни звучало. Человек, идущий по скользкой поверхности, падает вперед или назад, поскольку опорная нога теряет сцепку во время движения. Велосипед постоянно пребывает в состоянии динамического равновесия. Можно упасть только набок, например, резко затормозив или повернув в сторону, т. е. нарушив правила вождения.
- Езда на велосипеде зимой полезна для здоровья. Это отличный способ закаливания и укрепления иммунитета, поддержания фигуры в форме, а тела – в тонусе.

Расскажем, что нужно для езды на велосипеде зимой, как одеваться и какие правила соблюдать, отправляясь на велопрогулку.
Одежда для катания на велосипеде зимой
Правильно подобранная одежда – важное условие для комфортной и безопасной езды на велосипеде в холодный период года. Одежда должна отвечать следующим требованиям:
- быть непродуваемой и непромокаемой;
- не стеснять движений и не уменьшать обзор;
- иметь оптимальные теплоизолирующие свойства;
- быть заметной для водителей и пешеходов.
Оптимальный вариант – одеваться слоями. Принципа трехслойной экипировки придерживаются профессиональные велогонщики, которые тренируются и в холодное время года. Но его легко реализовать и любителям, адаптировав под условия города.

1. Термобелье.
Это самый важный функциональный слой, который отвечает за отведение влаги от тела, сохранение тепла и дыхание кожи.
Для езды на велосипеде зимой подходит универсальное повседневное или спортивное термобелье из тонкой мериносовой шерсти, а также специальные спортивные модели гибридного состава, рассчитанные на повышенные нагрузки и предназначенные для профессионалов.
Для передвижения в условиях города достаточно первого варианта: термобелье из мериносовой шерсти эффективно отводит влагу, оставаясь при этом сухим, снижает теплопотери и предупреждает переохлаждение.
Терморегулирующие свойства шерсти помогают поддерживать температурный баланс и исключают перегрев в помещении.
2. Утепляющий слой.
Оптимальным вариантом будет поддевка из флиса – легкого, износостойкого материала, обладающего отличными теплоизоляционными качествами, хорошо выводящего влагу и пропускающего воздух.

3. Верхний слой.
Это непромокаемая, непродуваемая куртка, которая обеспечит защиту от ветра и снега. Она не должна быть слишком теплой или громоздкой.
Это непромокаемая, непродуваемая куртка, которая обеспечит защиту от ветра и снега. Она не должна быть слишком теплой или громоздкой.
Для комфортной езды на велосипеде и качественного утепления всех частей тела в зимнее время понадобится следующая одежда.
- Штаны. Лучше всего использовать штаны для беговых лыж – они узкие, непромокаемые и непродуваемые, быстро сохнут и легко очищаются от грязи. Или полукомбинезон из влагозащитной ткани. Если вы добираетесь на железном коне до офиса, не стоит ехать в брюках или джинсах – они могут запачкаться, запутаться и порваться, привести к падению. Лучше переодеться по приезде. Альтернативное решение − аккуратно закатывать брюки на 2−3 оборота вверх. В этом случае понадобятся термоноски с высоким голенищем, почти до колена.
- Обувь. Теплые треккинговые ботинки хорошо подходят для катания. Можно ездить и в привычных повседневных ботинках, если они теплые, плотно сидят на ноге и имеют подошву с протектором. Для дополнительной защиты можно приобрести специальные неопреновые велобахилы на обувь. Во время катания стопы практически находятся без движения и могут замерзнуть. Поэтому обязательно надевайте термоноски, которые защитят от переохлаждения на улице, а в помещении не дадут ногам вспотеть.
- Шапка. Идеальная модель для велопрогулок – это балаклава: ее конструкция обеспечит защиту головы, лица и шеи от холода. Также подойдет плотная облегающая шапка, например, из мериносовой шерсти: голова будет в тепле и не вспотеет.
- Шарф. Если приобрести балаклаву, необходимости в шарфе нет. Если же используется обычная шапка, нужно дополнить ее шарфом. Оптимально подходят снуды, которые легко надеваются через голову и не мешают при езде.
- Перчатки. Без этого аксессуара о комфортной езде говорить не приходится – руки быстро мерзнут на холоде и от попутного ветра, переохлаждаются и перестают слушаться, что негативно сказывается на управлении велосипедом. Предпочтительны вязаные модели из шерсти, подобранные по размеру.
- Шлем. Безопасность – превыше всего! Шлем нужно правильно подобрать по размеру и только потом – по дизайну.
- Очки. Подойдет или горнолыжная маска, или мотоциклетные очки с пластмассовыми дужками.
Если же велосипед для вас – круглогодичный вид транспорта, лучше не экономить и приобрести специальную экипировку, начиная от термобелья и заканчивая специальной верхней одеждой и обувью.
Подготовка и обслуживание велосипеда зимой

Грамотная подготовка велосипеда к зиме – важное условие для комфортного и безопасного катания. Профессиональные спортсмены имеют отдельный велосипед для холодного периода года, но, зная все тонкости, вполне можно обойтись и одним железным конем.
— Рама.
До прогулки нужно подержать велосипед в подъезде или на неотапливаемом балконе, чтобы рама «привыкла» к холоду. По возвращении домой надо делать то же самое. А также очищать раму от налипших снега, наледи, соли для предупреждения коррозии.
— Вилка.
Для зимнего катания предназначены жесткие вилки либо вилки с воздушно-масляным или пружинно-масляным амортизатором. А вот пружинно-эластомерный вариант не подходит: эластомер дубеет на морозе. После каждой поездки вилку нужно тщательно очищать от соли.
— Тросики и рубашки.
Невозможность переключения скоростей или срабатывания тормозов – серьезная проблема на дороге. Это может случиться из-за попадания влаги внутрь рубашек тросов. Поэтому перед началом холодного сезона эти элементы нужно проверить, а зимой – периодически смазывать.
— Тормоза.
Дисковые гидравлические либо механические тормоза надежны и эффективно работают даже при неблагоприятных погодных условиях. Ободные тормоза требуют хороших навыков катания и высокой скорости реакции, поскольку эффективность их в зимнее время снижается.
— Переключатели передач.
Во избежание заклинивания переключатели периодически нужно обрабатывать смазкой с влагоотталкивающими свойствами.
— Цепь.
Даже при аккуратном катании в цепь набиваются снег, грязь и дорожные реагенты. Периодически ее нужно чистить и смазывать.
— Покрышки.
Следует приобрести зимние покрышки, позволяющие уверенно передвигаться даже по льду. От обычных моделей они отличаются составом, структурой и рисунком протектора, шириной (35 миллиметров и больше). Резина может быть шипованная и без шипов. Предпочтительна шипованная. На продвинутых покрышках есть до 350 шипов, расположенных в несколько рядов, но для обычного катания по городским улицам достаточно модели с 50–200 шипами, расположенными в 2 ряда.
Если же зима выдалась теплая, на дорогах нет наледи, можно использовать обычную резину, но не лысую, а с хорошим протектором, обеспечивающим сцепление с поверхностью. На таких покрышках достаточно легко кататься по свежевыпавшему снегу либо утрамбованному пласту.
— Камеры.
При смене температуры (выходе из помещения на улицу) давление в шинах падает, поэтому камеры при необходимости нужно подкачивать. Но во избежание повреждения перекачивать их нельзя. А вот если камеры будут слегка прогибаться под весом человека, увеличивается площадь соприкосновения с заснеженной дорогой и, соответственно, безопасность передвижения.
— Крылья.
Полноразмерные, максимально закрывающие колеса крылья обеспечат лучшую защиту от грязи в условиях города. Заднее крыло должно быть до середины колеса, переднее – выдвигаться далеко вперед. Для чистых загородных дорог достаточно легких быстросъемных крыльев.
— Световые приборы.
Световой день зимой короткий, видимость снижается и во время осадков, поэтому наличие световых приборов на велосипеде обязательно. Фонари устанавливаются на руль и сзади транспортного средства, рекомендованы и спицевые светоотражатели. Следует позаботиться об элементах питания – на морозе они быстрее теряют заряд, а от влаги могут окислиться.
После каждой прогулки необходимо тщательно очищать раму и движущиеся части от снега, наледи, песка и соли, проверять детали на целостность и работоспособность, наносить водоотталкивающую смазку на основные узлы.
Особенности и правила езды на велосипеде зимой
Другая температура, влажность и состояние дороги – все это нужно учитывать велосипедисту. Простые правила помогут удержать велосипед даже на скользком дорожном покрытии и насладиться прогулкой.
- Немного разомнитесь прежде, чем выйти на улицу: сделайте приседания, растяжку.
- Придерживайтесь средней скорости – это позволит согреться, но не запариться и передвигаться достаточно безопасно. Для этого выберите оптимальную передачу и не меняйте ее в течение поездки. И, конечно же, лучше не рисковать и не лихачить: резкие повороты, ускорения и торможения, езда под боковым уклоном − все это может закончиться печально.
- Тормозите мягко и прерывисто, сначала нажимая на задний тормоз, затем мягко – на передний.
- Соблюдайте дистанцию до препятствий минимум в два раза больше, чем летом. Тормозной путь увеличивается, а пешеход или перестраивающийся автомобиль может появиться внезапно.
- Передвигайтесь по расчищенным участкам дороги. Наледь, скопления снега существенно замедляют движение и могут привести к падению, травмам и повреждению транспортного средства.
- Откажитесь от навигации, электронного звонка и музыки. На морозе бортовой компьютер и звонок могут просто выйти из строя. Лучше перейти на обычную «дуделку», которая обеспечит хорошую слышимость. Что касается музыки, это отвлекающий фактор. А внимательность, бдительность и скорость реакции на заснеженных и скользких дорогах очень важны.
- Снимите пластмассовые детали, без которых можно обойтись, – на морозе пластик становится хрупким и может сломаться.
Одевайтесь правильно, соблюдайте правила вождения и заряжайтесь отличным настроением во время зимних велопрогулок!